Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

четверг, 14 ноября 2013 г.

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ 
И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА 
В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 
Л.С. Илюшин, д-р пед. наук, профессор кафедры непрерывного
 филологического образования и образовательного менеджмента
факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского
государственного университета


Педагогическая деятельность всегда включает в себя мотивы и действия педагога, направленные на собственное непрерывное профессиональное развитие как обязательное, принимаемое на уровне психологической установки; условие её – этой деятельности – успешность. Сегодня, когда школа активно включена в процесс внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС), именно «профессиональный педагогический ресурс» становится ключевым с точки зрения необратимости и успешности этого процесса. Каждый учитель становится, по сути дела, субъектом выбора маршрута собственного профессионального роста, причём сам спектр этих
маршрутов расширяется – от традиционной системы повышения квалификации до индивидуальных, дистанционных, он-лайн и др. форм повышения учительской квалификации. В данной статье будет проанализирован интернет-проект с позиции его возможностей как ресурса профессионального взаимодействия педагогов в рамках образовательно-социальных сетей. Современная российская система образования представляет собой
динамично развивающийся социальный институт, основой которого, безусловно, является школа. Являясь самым длительным и наиболее структурированным компонентом образовательного маршрута личности, школа нуждается в постоянном, системном сопровождении профессионального мастерства и социальной роли учителя. Через пять лет в школу придут выпускники педагогических (и иных!) вузов, которые сегодня ещё только осваиваются на студенческой скамье. Через 15 лет те из них, кто останется не только в профессии, но и в школе как таковой, увидят то, что им удалось сделать за «полный цикл» школьной жизни. Среди множества определений «школы» для подготовки будущего педагога наиболее ёмким и значимым является, на наш взгляд, то, в котором школа рассматривается как «институт организованного взаимодействия поколений». В этом «институте» главным инструментом взаимодействия,
безусловно, выступает педагогическая деятельность учителя. В свою очередь, успешность педагогической деятельности школы, учителя в современном мире всё более определяется именно глубиной диалога субъектов образовательного процесса, их взаимной «расположенностью». Родители, осуществляющие выбор школы для своего ребёнка, всё чаще и чаще обращают первоочередное внимание не на саму образовательную программу, а на ту «среду», в которой она реализуется, на «уклад» школьной жизни, на «дискурс диалога взрослых и детей». В качестве безусловных приоритетов выбора школы, учителя, образовательного маршрута семья всё более ориентируется на уровень психологического комфорта в школе, в классе. Крайне значимыми становятся такие показатели, как отсутствие вербальной агрессии, уровень внимания к индивидуальным особенностям ребёнка, учёт мнения самого ребёнка, его родителей в любой ситуации принятия педагогических решений.



Всё это – необратимые изменения, происходящие со школой как с социальным институтом, имеющим свою «миссию» как в отношении личности ученика, так и в отношении реализации государственных установок.
Рассматривая проблему профессиональной подготовки, становления и самореализации современного российского педагога, имеет смысл обозначить те новые роли, которыми наделяет его замысел ФГОС нового поколения. Для достижения поставленных в новых образовательных стандартах целей учителю необходимо сочетать в себе различные аспекты профессиональной компетентности: режиссёр образовательного пространства, эксперт-консультант, исследователь-практик, руководитель творческой (проектной) группы. При этом для успешного осуществления этих «ролей» необходимо, чтобы на личностном уровне педагога произошло присвоение 24 следующих ценностей, связанных с самой возможностью «успешности и смысла» выбранной деятельности, а именно: профессиональная мобильность, инновационное поведение, потребность в освоении культурной среды, гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии, социальный оптимизм.
Важнейшим условием успешности в педагогической деятельности является готовность учителя к непрерывному педагогическому образованию. Своего рода уровень «профессиональной энтропии», понимаемый как способность находиться в постоянном состоянии «неупорядоченности» по отношению к собственным (и иным) стереотипам, формам и способам взаимодействия. Бесконечное повышение уровня этой энтропии, разумеется, не может быть самоцелью; речь идёт о том, чтобы готовность к постоянному профессиональному моделированию, конструированию, инновационной деятельности с самого начала стала необходимым компонентом профессионального мастерства.
Активное взаимодействие педагогического сообщества в целом и каждого учителя индивидуально с бурно развивающимся «образовательным интернетом» (этот термин, является всё более широко используемым для обозначения значительного сегмента сети, структурированного и ориентированного для решения актуальных и формальных образовательных задач всех субъектов педагогического взаимодействия) всё более отражается на
таких базовых категориях образовательной системы школы, как качество образования, кадровый потенциал школы, открытость школы как социальной системы и др.
Непрерывное педагогическое образование в условиях развития «информационно-сетевых профессиональных ресурсов» напрямую взаимодействует с компонентами структуры деятельности педагога в процессе профессионального развития, к которым относятся:
– ценности и мотивы, определяющие субъектную позицию учителя в процессе повышения квалификации;
– цели и задачи непрерывного педагогического образования, как определяемые извне, так и опосредованные внутренним, личностным восприятием учителя;
– результаты и достижения в процессе освоения, применения и рефлексии собственного опыта использования инновационных технологий, расширения профессионального кругозора, развития педагогической компетентности;
– содержание актуального педагогического знания и инструменты развития новых педагогических умений.

читать полностью ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий