Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

понедельник, 25 ноября 2013 г.

Электронная учительская

«Учительская газета», №39 от 25 сентября 2007 года
Как решить проблему информатизации школы?
Долгое время одним из наиболее распространенныхметодов создания информационного пространства в целом или его отдельных фрагментов было предложение о массовой целевой закупке и поставке той или иной комплексной системы автоматизации деятельности образовательного учреждения*. При этом вопросы реальной потребности в данных системах, проблемы готовности педагогических коллективов и персоналий педагогических работников к внедрению новых технологий в их деятельность, как правило, отходили на второй план.
В то же время накопленная мировая и российская практика внедрения информационных технологий показывает, что «поставить» в образовательное учреждение что-либо «со стороны» (тем более за государственные средства), конечно, можно, но рассчитывать при этом на дальнейшее использование всего этого однозначно нельзя. Поэтому единственный способ добиться реального результата состоит в том, чтобы необходимость внедрения, а следовательно, его путей и методов исходила «изнутри» самого образовательного учреждения.
Для того чтобы добиться положительного результата, руководителю нужно не только самому поверить в необходимость внедрения ИКТ, но и убедить в необходимости этого и вовлечь в решение данной задачи своих сотрудников. Единственный способ добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного пространства - сделать его осмысленным и мотивированным.


Мотивация использования компьютерных технологий может быть весьма разнообразной, как личностной, так и коллективной, в диапазоне от понятия «простой необходимости» до «престижности школы». Но, как показывает практика, одним из самых естественных побудительных мотивов использования компьютера был и остается ответ на вопрос, насколько успешно компьютерные приложения решают наиболее сложные информационные задачи, «некомпьютерное», бумажное решение которых заведомо трудно и малоэффективно (например, составление расписания учебных занятий).
Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационного пространства - внедрениецелевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые:
• обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;
• поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей - директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;
• обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотеки, социально-педагогической и психологической службы, медицинского обеспечения, организации питания, бухгалтерии, хозяйственной службы и так далее) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;
• поддерживали быдоступность необходимой информации для родителей;
• обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.
В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» проведена разработка и поставка в школы программных комплексов, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий в управлении как самим учреждением, так и учебным процессом. Также заканчивается разработка информационной системы обеспечения содержания учебного процесса.
Программные комплексы представляют собой единое решение, которое обеспечивает обмен данными и их последующую интеграцию. На сегодняшний день ведется их активное внедрение и апробация более чем в 20 регионах Российской Федерации.
В точном соответствии с базовыми тезисами построения единого информационного пространства функционал системы администрирования деятельности школы распределен по различным категориям пользователей, выполняющих свою привычную практическую работу. Обеспечивая процесс структурного и учебного планирования, кадрового и финансового учета, учета движения контингента, организации документооборота и отчетности, пользователи-администраторы, от директора до классных руководителей, формируют базу данных образовательного учреждения, предоставляя ее в распоряжение преподавателей, от которых во многом зависит взаимосвязь административной и содержательной составляющей информационной системы. Таким образом, в рамках работы с комплексом преподаватель получает в свое распоряжение сформированные в цифровом отображении страницы классных журналов для их динамического наполнения данными по успеваемости и посещаемости учеников, обеспечивая, в свою очередь, последующее поступление этих данных в распоряжение администрации.
Апробация программной системы администрирования деятельности образовательного учреждения на этапе ее массового внедрения наряду с очевидной успешностью в реализации целого ряда административных и учетных задач выявила ряд проблем:
• отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах сотрудников школы;
• отсутствиеаппаратных и программных (системных) выделенных серверов, без которых невозможна эффективная организация сетевой многопользовательской работы с единой базой данных школы;
• отсутствие профессиональной системной и техническойподдержки, особенно важной при организации необходимой «сетевой» работы недостаточно опытных пользователей.
Попытки использовать для решения административных задач потенциал имеющихся в школе кабинетов информатики, как правило, малоэффективны, а иногда приводят и к отрицательным результатам, так как не только не решают вышеперечисленных проблем, но и добавляют новые. Обычно это связано с невозможностью одновременной реализации учебного компьютерного класса для школьников и закрытой и «безопасной» информационной среды для сотрудников (полная или частичная потеря данных, несанкционированный доступ и так далее).
Учитывая все вышеперечисленное, для установки в школах необходимо сформировать программно-технологический комплекс с целью предоставить в распоряжение преподавателей-предметников общеобразовательных учреждений максимально простой, удобный, мотивационно-востребованный персональный инструмент. С одной стороны, он обеспечит их полноценную работу в качестве пользователей программного комплекса администрирования деятельности школы, а с другой - позволит им стать реальными потребителями результатов ПНП «Образование» в рамках подключения всех общеобразовательных школ Российской Федерации к сети «Интернет».
Данное решение получило название «Электронная учительская».




ООО "ХРОНОБУС"



В качестве основы для его формирования предполагается использовать программно-аппаратный комплекс, который позволяет:
1. Установить единый школьный сервер, представляющий собой естественное аппаратноеразвитие программного комплекса администрирования деятельности образовательного учреждения и обеспечивающий формирование административных и сбор содержательных данных.
2. Предоставить возможность подключения персональных компьютеров (ПК) сотрудникам школы к серверу для ведения единой информационной и содержательной базы с последующим оперативным предоставлением формализованных отчетных данных вышестоящим органам образования.
3. Обеспечить преподавателей-предметников полноценными автоматизированными рабочими местами на базе карманных персональных компьютеров (КПК), оснащенных программным обеспечением для ведения электронных аналогов классных журналов и персональной записной книжки.
4. Обеспечить взаимодействие КПК и сервера на основе механизма синхронизации «беспроводным методом» посредством стандартного радио-интерфейса Wi-Fi, что позволитбыстро ввести систему в строй, не потребует разворачивания полноценных сетей на территориях общеобразовательных учреждений, а также сделает работу системы более стабильной в целом.
5. Обеспечить подключения КПК и ПК к сети «Интернет» через единый сервер, что позволит осуществлять оперативный контакт с родителями учеников посредством электронной почты.
6. Дифференцировать на едином сервере, на уровне отдельных программ и автоматизированных рабочих мест, административную и содержательную компоненты учебного процесса, решая тем самым актуальную проблему быстродействия и стабильности различных информационных систем.
7. Осуществлять удаленное администрирование компьютерной среды школы, включающее выполнение всех обслуживающих работ одним системным администратором, например, из управления образования или иного муниципального (регионального) информационного центра; регулярное централизованное обновление системного, антивирусного и прикладного программного обеспечения.
8. Использовать единый сервер и специализированное программное обеспечение для решения проблемы защиты конфиденциальной информации, что особенно актуально в связи с вступлением в силу с 26.01.2007 года Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных».
Организация работы пользователей комплекса будет проходит следующим образом.
На сервере формируются списки классов и групп, списки преподавателей, расписание учебных занятий, данные тематического (поурочного) планирования, данные о родителях или лицах, их заменяющих, для каждого ученика с электронными адресами (при их наличии) и так далее. На основе этих данных автоматически создаются журнальные страницы всех учебных единиц (классов и групп) по всем предметам у всех учителей. Преподаватели-предметники получают сформированныежурнальные страницы на своиКПК в режиме установочного сеанса синхронизации данных с сервером и пользуются ими в дальнейшем вместо обычных журналов и персональных записных книжек.
Для обеспечения мотивированного перехода преподавателей на использование электронной версии журнала на КПК необходимо иметь простой программный интерфейс, который будет не только во многом повторять обычный «бумажный» журнал, но и иметь дополнительные сервисные возможности, помогающие преподавателю выбрать учеников для опроса, определить количество отсутствующих детей, передать электронное письмо родителям и так далее. По окончании рабочего дня преподаватель производит синхронизацию с сервером, перенося данные об успеваемости и посещаемости, темы проведенных уроков, домашние задания и прочее. Находящиеся на сервере данные доступны административным работникам, начиная с классных руководителей и завучей, традиционно отвечающих за ведение классных журналов, и заканчивая директором школы. Это, в свою очередь, позволяет, используя функционал сервера и рабочих мест на ПК, полно и оперативно анализировать результаты учебной деятельности, управлять учебным процессом и его содержанием, а также формировать необходимые отчетные материалы в вышестоящие учреждения управления образованием.
Особенно важно также предлагаемое местоположение комплекса, точно соответствующее его названию - в школьной учительской. Установка комплекса в этом помещении хотя и требует определенных технических ухищрений, учитывая сложность монтажа на ограниченной площади, дополнительные требования по теплу и шумности работы сервера, однако по целому ряду причин полностью оправдана.
Будучи установленным именно здесь, программно-технологический комплекс:
• превратит это столь традиционное школьное помещение в подобие современных интернет-кафе, обеспечив однозначное место подключения ко Всемирной паутине, осуществляемого в рамках ПНП «Образования»;
• обеспечит сотрудников школы компьютеризированными рабочими местами именно там, где расположен, выражаясь современным языком, их «офис»;
• окажет весьма серьезное психологическое воздействие на тех преподавателей и администраторов школ, которые еще побаиваются войти в реальный контакт с современными компьютерами по примеру их более молодых или более решительных коллег;
• сам факт расположения общешкольной базы данных в учительской поневоле потребует серьезного отношения к хранящейся здесь персональной информации и ее недоступности для посторонних.
Внедрение программно-технологического комплекса «Электронная учительская» наряду с огромным комплексом работ, проводимых в рамках крупномасштабных проектов модернизации российского образования, позволит решить многочисленные сегодняшние проблемы школ на пути внедрения информационных технологий, и в первую очередь проблему организации постоянного доступа участников учебного процесса к средствам ИКТ. Без этого невозможно сформировать предпосылки для перехода к реальной информатизации повседневной практической деятельности руководителей и сотрудников школ.
Василий УРНОВ, президент ООО «Хронобус»

Комментариев нет:

Отправить комментарий